Детский сад № 8 г.Морозовск
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»Цель: Показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом; Анализировать словарь, развивать речевую активность на НОД по ознакомлению с художественной литературой. Задачи: Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев; Закреплять в речи слова, передающие настроение характера персонажа; Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке, составлять описательный рассказ по серии картинок, строить синонимический ряд, подбирая определения- характеристики, формировать грамматический строй речи; Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа; Учить передавать свое отношение к персонажам сказки. Материал и оборудование: Иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сундучок, клубок, пазлы, кувшин, магнитная доска, картина В.Васнецова «Аленушка». Предварительная работа: Чтение сказок, выделение их жанровых особенностей, беседа о характере и поступках героев, дидактические игры на материале русских народных сказок, игры-драматизации, рисование на тему русских народных сказок. Ход непосредственно образовательной деятельности: О чем скрипит половица. И спице опять не спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски… Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка. - И к нам пришла сказка. Посмотрите, сколько красивых книг-сказок стоит у нас на полке. Разные народы живут на земле и у каждого народа есть свои сказки, эти сказки сказочники записали в эти книги. В сказках есть «сказочные слова», песенки, повторы. - Какими обычно словами начинаются сказки? - Жили-были…, В некотором царстве…, давным-давно… и др. - Каждая из этих сказок учит «уму - разуму». Что значит учить «уму- разуму»? - Давать мудрые советы. - В каждой сказке всегда побеждает что? - Добро. - А зло? - Всегда наказывается. - Ребята, а вы много сказок знаете? Сейчас проверим! Я буду загадывать, а вы будете отгадывать название сказки. 1. Красная девица грустна, Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, Слезы льет, бедняжка. (Снегурочка) - А как вы думаете, от какого слова произошло имя Снегурочка? - От слова «снег». - А вы можете еще придумать родственные слова к слову «снег»? - Снежный, снежинка, снегопад, заснеженный, снегирь и др. 2. Работать умела красиво и ловко. В деле любом проявляла сноровку, Хлебы и скатерти ткала, Шила рубашки, узор вышивала. Лебедью белой в танце плыла, Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая) - А что означает такое необычное имя Премудрая ? -Премудрая, значит – умная. - А из какой она сказки? - «Царевна Лягушка» 3. А это что за сундучок? Из какой он сказки? - «Сказка о Царе Салтане». - Интересно, а что в нём лежит! Откроем? - Так как он из сказки, надо произнести сказочное заклинание. Повторяйте за мной: - Сундучок, сундучок, Позолоченный бочок, Золотая крышка, Медная задвижка. Сундучок, откройся! (Звучит музыка и открывается сундучок, достаю пазлы). - Предлагаю вам собрать пазлы и узнать, из какой сказки картинка. - Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». (Слышится необычный звук) - Ребята, слышите, в сундуке ещё что-то есть. Построим! (достаю клубочек). Это «волшебный» клубочек, который зовёт нас в сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Куда покатится клубочек, туда и мы пойдём. (По группе разложены перевёрнутые вниз картинки с сюжетами из сказки). - К кому мы попали в гости? (беру картинку). - К сестрице Алёнушке и братцу Иванушке. - С кем они жили? - С дедушкой и бабушкой, но их не стало. - Что случилось потом? - Алёнушка взяла братца и, они пошли искать работу. - Возьмём с собой картинку, она к нам ещё пригодится. Ой, клубочек укатился, пойдём искать его. А вот и наш клубочек. Посмотрите, как он крутится, наверное, с нашими героями что-то случилось. Давайте посмотрим! - Что случилось с Иванушкой? - Попил из козьего копытца м стал козлёночком. - Послушался он мудрого совета сестры? - Не слушался. - Можно сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? - Нет, надо прислушиваться к совету старших. - Как вы думаете, какой характер у Иванушки? - Упрямый. - Ребята, как вы предполагаете, кто заколдовал воду в копытце? - Воду заколдовала колдунья. - Что можно сказать о колдунье, какая она? - Она злая и завистливая. - Берём карточки и идём дальше, а то клубочек уже нас заждался. - Странно, ещё какой-то персонаж появился в этой сказке. Кого на пути встретили Алёнушка и козлёночек? - Они встретили купца, который предложил Алёнушке выйти за него замуж. - Идём дальше! Мы возьмём клубочек в руки, По извилистой дорожке, Потихоньку мы пойдём. (ходьба змейкой) Может быть и под листочком, Что-нибудь ещё найдём. (наклоны) На носочки дружно встали, По дорожке побежали. (бег на месте) А теперь на каблучок, Через кочки перейдём. (ходьба на пятках) На лужайку мы пришли, Вот и славно- Поговорим теперь о главном. (Присаживаемся) (Показываю иллюстрацию с Алёнушкой) - Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? - Грустное, печальное. - Почему? Что произошло с Аленушкой? - Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца.Сама превратилась в Аленушку и велела зарезать козленочка. - А кто не поверил хитростям колдуньи? - Козленочек. - Представьте, что было бы, если бы козленочек не узнал о хитростях колдуньи? - Сестра и братец могли погибнуть. - А кто спас Аленушку? - Аленушку вытащил из воды купец. - Как можно назвать поступок купца? - Поступок купца добрый, благородный. - Как много у нас набралось картинок. Предлагаю вам расставить их по текущим сюжетам. (Выставляю на магнитную доску) - Ребята, а можно по этим картинкам рассказать сказку? - Можно. - Предлагаю вам рассказать ее по цепочке. По моему взгляду поймете, кто рассказывает следующий. (Дети рассказывают сказку) - Молодцы! А для чего в сказке даются мудрые советы? - Чтобы люди не повторяли ошибки героев сказок и стали умнее. - А что победило в сказке: добро или зло? - Добро. - Почему вы так думаете? - Колдунья наказана, все герои счастливы. - Чтобы всегда побеждало добро, я хочу предложить собрать в волшебный кувшин все слова, каким должен быть добрый человек. Я начинаю, а вы продолжайте: добрый человек - отзывчивый, всегда поможет, никогда не пройдет мимо, не равнодушен к чужой беде, благородный, справедливый и др. (Дети передают кувшин друг другу и говорят в него, каким должен быть добрый человек) - Вот и наполнился наш кувшин до верху, молодцы! И нам всем стало от этого приятно. - Ребята, чтобы мы не забыли сказку, клубок дарит нам картину, которую написал художник В.Васнецов. Она будет украшением в нашем книжном уголке. А мы еще не раз поговорим об этой картине и рассмотрим ее более подробнее. 29 ноября 2014 в 13:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.